понедельник, 15 февраля 2016 г.

Азбука безопасности.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”.
Для формирования более точного понимания того, кто является “своим” и “чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают “своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д. ). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются “знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке.
Можно провести игру “Свой, чужой, знакомый” (дети в кругу, водящий бросает поочередно мячик каждому ребёнку, приговаривая: “ знакомый” или “чужой” или “свой”). Ребёнок называет соответствующего человека.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться(иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Это следует объяснить детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций нужно познакомить детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, можно использовать соответствующую детскую литературу(“Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого).
Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон (“01”, “02”, “03”). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения).
Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать “01”, “02”, “03”.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы. Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей и родителей.
Формы образовательной работы с детьми по ОБЖ могут быть разнообразны:
познавательные беседы: «Береги своё здоровье и жизнь», «Свои и чужие люди», «Бытовые приборы — наши друзья или враги?», «О безопасном поведении с животными», «Опасные предметы и вещества в доме», «О лекарствах в доме», «Кому из взрослых можно доверять?», «Правила поведения в лифте», «Где может таиться опасность в квартире?», «На горке», «Гололёд»;
экскурсии:  в пожарную часть, по микрорайону, на пищеблок, в отдел милиции, на станцию скорой медицинской помощи; экскурсии и целевые прогулки совместно с родителями «По родному городу»;
серия занятий по обучению дошкольников безопасности под редакцией Т.В. Загвоздкиной;
дидактические игры: «Горит — не горит», «Свой — чужой», «Символы, спасающие жизнь», «Кому что надо для работы?», «Выход из лабиринта», «Назови ошибки Незнайки», «Это я и все мои друзья!», «Радио», «Диктор», «Азбука дорожного движения», «Хорошо — плохо», «Внимание: опасность!», «Да — нет», «Кому что нужно»;
настольно-печатные игры: «Как избежать неприятностей...»;
игровой комплекс «Герои сказок едут к нам»;
подвижные игры: «Затуши костёр», «Спасатели», «Регулировщик»;
познавательная беседа: «Экологические проблемы и их влияние на здоровье», «Безопасность при общении с животными», «Береги своё здоровье», «Чем опасен пожар»;
путешествие по (виртуальному) музею пожарного дела, музею чрезвычайных ситуаций;
рассматривание иллюстраций: «Пожар, ураган, гроза», «Опасные новогодние атрибуты»;
обсуждение: «Кому из взрослых можно доверять?», «Где можно и где нельзя играть?», «Лёд — не место для игр», «Как из­бежать пожара в новогодние праздники?»;
моделирование ситуаций: «Незнакомец уговаривает пойти с ним покататься на машине, угощает мороженым»; «Во дворе старшие приятели затеяли игру с огнём, приглашают посмотреть, что происходит на стройке, забраться на чердак и вылезти на крышу, поиграть в лифте», «Пожар на ёлке», «Старшие приятели требуют от тебя что-то им отдать, принести из дома...», «Звонок в дверь: незнакомец за дверью», «Ты потерялся в городе»;
тренинг-беседа: «Умей позвать на помощь, привлечь внимание к беде!», «Ребёнок входит в лифт с незнакомым челове­ком»;
обучение детей  вызову служб спасения, ролевому диалогу по телефону, ориентированию по схемам «Мой двор», «Участок детского сада», «Улицы города»;
обсуждение проблемных ситуаций в сказках; возможных ситуаций насильственного поведения со стороны взрослого – «Почему родители не разрешают детям играть на подоконниках, балконах, вблизи окон?»,
«Бабушка забыла выключить утюг», «Папа оставил кастрюлю на плите» «Если случился пожар», «Незнакомец приглашает куда-нибудь пойти, предлагает подвести на машине», «Незнакомец звонит в квартиру, по телефону», «Ребёнок потерялся», «Подкуп», «Если слышен
запах газа»;
опыты: «Чем можно тушить огонь?», «Пожары загрязняют воздух», «Огонь и вода», «Огонь дышит», «Опасные свечи, бенгальские огни», «Как собрать разбитое стекло, рассыпавшиеся иголки, стиральный порошок, соль и др.?», «Съедоб­ное — несъедобное: как их отличить?», «Рассматривание воды из разных мест в микроскоп и лупу»;
упражнения: обучение способам оказания помощи, звонок маме, обратись за помощью;
этюды-имитации,  психогимнастика:  тушение пожара, регулировщик на посту, заблудился в лесу, потерялся;
словесная игра: «Кто больше знает пословиц и поговорок на тему «Береги себя»;
чтение художественной литературы: Е. Григорьев «Один дома»; С.Маршак «Пожар»; Л. Короткевич «Не играй с огнём»; Б. Миротворцев. «Анюта»; С. Чёрный. «Костёр»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Как меня в лесу застала гроза»,«Умей обождать»;  А. Толстой  «Девочка и разбойники»;  А. Усачёв. «Соня и самовар», «Рассказ водолаза»; А. Дмитриева «Бездомная  кошка»; Т. Загвоздкина  «Сказки домового Спасика»; В. Орлов «Отважный воробей»; С. Дерябина «Быть добру на земле»;
экологические игры: «Необычное путешествие», «Ядовитые растения рядом с нами»
музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»;
фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»;
оформление книги «Поучительные истории»;
встречи  с пожарным, инспектором ГАИ, милиционером, доктором;
беседы о труде спасателей, сотрудников ГАИ, милиции, медиков; беседа об истории пожарной охраны;
игры-имитации: «Я — пожарный, милиционер, спасатель, врач скорой помощи»;
игры-тренинги: «Один дома», «Звонок в дверь», «Открой дверь», «К тебе подошла незнакомая собака», «Знакомый, свой, чужой», «Уговоры: старший приятель предлагает какую-либо опасную игру, занятие — как ты себя поведёшь?», «Как посту­пить правильно в случаях: если ты потерялся, заблудился в лесу, вышел из автобуса, а мама не успела...»,  «Оказание первой помощи»;
спортивный праздник «Юные спасатели»; «Пожарные на учениях»
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac36.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий