суббота, 27 февраля 2016 г.

Маленькие исследователи.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. 
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».Для экспериментирования ребенку должны быть предоставлены различные материалы для исследования: приборы-помощники (увеличительные стёкла, магниты); природный материал; технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики).;медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши и др) и прочие материалы (зеркала, воздушные шары, воронка, сито и др). 
Важным требованием является безопасность объекта для детей. сделать опыты безопасными, поэтому вместе с детьми примите правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. 
С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда.Фартук — друг: он нам помог И никто здесь не промок. 
Со стеклом: Со стеклом будь осторожен Ведь оно разбиться может. А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат — совок И для мусора бачок Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. 
С песком: Если сыплешь ты песок, Рядом веник и совок.
 С огнём: Помни правило: Огонь никогда один не тронь! 
По окончании работы: Ты работу завершил? Всё на место положил?
Фартук — друг: он нам помог И никто здесь не промок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен Ведь оно разбиться может. А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат — совок И для мусора бачок Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. С песком: Если сыплешь ты песок, Рядом веник и совок. С огнём: Помни правило: Огонь никогда один не тронь! По окончании работы: Ты работу завершил? Всё на место положил.
Фартук — друг: он нам помог И никто здесь не промок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен Ведь оно разбиться может. А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат — совок И для мусора бачок Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. С песком: Если сыплешь ты песок, Рядом веник и совок. С огнём: Помни правило: Огонь никогда один не тронь! По окончании работы: Ты работу завершил? Всё на место положил.
Ребенок пролил воду на пол. Мама — ругает.
А он, в это время, с любопытством смотрит, как лужица впитывается и вот уже просто темное пятно на ковре, а не лужа.
Мама спрашивает: «Ты меня слышишь?» В то время, как такой вопрос надо задать маме: а она слышит? Видит? Понимает, что это не шалость, а попытка исследовать мир, понять, почему от воды не осталось ничего, кроме мокрого следа?
На прогулке ребенок, не смотря на запрет, стаскивает варежку с ручки и берет льдинку в руку, чтобы посмотреть, как она тает. И тут же — получает шлепок: не делай так! А как не делать, когда в мире столько интересного!?
У дошколенка процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Ведь каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением он открывает для себя окружающий мир.
Эксперименты дети ставят каждый день и каждую минуту. Грамотно помогая ребенку раскрыть окружающий мир, мы не только развиваем малыша, но и формируем доверительные отношения со взрослыми.
Игры «на ходу»
Младшие дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка» и др.) Плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики.
Дети с большим интересом делают пену и пробуют ее рисовать, надувать мыльные пузыри.
Зимой малышам очень нравится вместе со взрослыми делать цветные льдинки, снег. От экспериментирования дети получают огромное удовольствие. Они обогащаются эмоционально и интеллектуально.
Не упускайте время открытий. Уже с полутора лет начинайте такие занятия и тогда, уже в три года, вам не придется объяснять, почему не стоит выливать воду на ковер или снимать рукавички на прогулке.
Мама, кто я? 
У ребенка не сразу формируется правильное представление о том, кто такой человек, что значат его органы, не сразу он понимает, что строение у всех одинаковое. Очень простая игра без особых сложностей поможет ребенку себя идентифицировать.
Малышу можно предложить поиграть в игру "Нарисуй Себя". Игру лучше проводить перед большим зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале, запоминает цвет глаз, волос, обводит маркером контуры своего тела и его части, лицо и его части, т.е рисует себя в зеркале. И пусть рисунок получился не таким, как у взрослого. Для ребенка он самый красивый. Он убедился, что у него, как и у другого человека, есть руки, ноги, голова.
Познакомиться с органами чувств помогает игра-эксперимент «Наши помощники».
Вот простой ее вариант:
Подготовьте коробочку с дырочками. В нее положите нарезанный лимон и предложите ребенку его понюхать. Вот и объяснение, как работает носик и для чего он.
Дети могут экспериментировать с объектами природы, а могут и с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к исследованиям, помогают стимулировать пытливость, умение делать выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий