воскресенье, 17 марта 2013 г.

Ранняя весна.


Побеседуйте с ребенком о наступлении календарной весны, о ее приметах, весенних месяцах. Понаблюдайте во время прогулки за сосульками, капелью, ярким солнышком, голубым небом. Назовите предыдущее и последующее времена года, выучите названия весенних месяцев.
Загадайте загадки:
  1. Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
  1. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (весна).
      3.   Все его любят,
            А посмотрят на него,
            Так каждый морщится (солнце).
  1. Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька).
  1. К маме-речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной (ручей).
       5.  Где зимою на кусточке
             Есть листочки и цветочки? (в почке)
Поиграйте в дидактические игры:
1 «Какой, какая, какое?» (солнце какое, небо какое, день какой, снег какой, сосулька какая и т. д.)
2 «Один, три, пять» (один день, три дня, пять дней, одна лужа, три лужи, пять луж)
3 «Назови ласково» (солнце-солнышко, ручей-ручеек)
4 «Скажи наоборот» (снег зимой чистый, а весной - грязный)
5 «Зима прошла» (координация слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи)
  Воробей с березы                 Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.
  На дорогу – прыг!
  Больше нет мороза,
  Чирик – чирик!
  Вот журчит в канавке            Бегут по кругу, взявшись за руки.
  Быстрый ручеек,
  И не зябнут лапки –               Ритмично прыгают по кругу,
  Скок, скок, скок!                    Сначала по часовой стрелке, потом – против.
  Высохнут овражки!
  Прыг, прыг, прыг!
  Вылезут букашки –
  Чик – чирик!
Выучите любое весеннее стихотворение, например: «Весна», написал А.Н.Плещеев
 Уж тает снег, бегут ручьи,
 В окно повеяло весною…
 Засвищут скоро соловьи
 И лес оденется листвою!
 Чиста небесная лазурь,
 Теплей и ярче солнце стало,
 Пора метелей злых и бурь
 Опять надолго миновала.

воскресенье, 10 марта 2013 г.

Семья. 8 марта.


Побеседуйте с ребенком о том, что такое семья, кто является членами вашей семьи. Рассмотрите семейный альбом: кто кем кому приходится. Назовите родственников: отец, мать, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сын, дочь, брат, сестра, племянник, племянница, внук, внучка. Ребенок должен знать имена, отчества родителей, кем они работают. Поговорите о том, что значит любить свою семью, заботиться о членах семьи.
Прочтите ребенку произведения: Д. Габе «Мама», «Работа», «Моя семья», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Р. Миннуллин «Ох, уж эти взрослые»
Побеседуйте о празднике 8 Марта, чей это праздник, кого поздравляют в этот день, как можно поздравить маму, бабушку, сестру и т. д. Привлечь ребенка к помощи маме, бабушке.
Поиграйте в игры : «Как можно заботиться о маме?» (любить, уважать, помогать, убирать, накрывать (на стол), мыть, протирать.); «Какая твоя мама?» (родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, строгая, трудолюбивая); «Назови ласково» (мама - мамочка, мамулечка, мамусик, бабушка - бабулечка, бабуленька); «Один, три, пять» (один внук, три внука, пять внуков); «Кто лишний и почему?» (мама, соседка, бабушка, внучка).
Предложите ребенку рассказать о своей маме по плану:
  1. Как зовут твою маму.
  2. Сколько у нее детей.
  3. Что она делает дома?
  4. Любимое занятие твоей мамы.
  5. Как выглядит твоя мама.
  6. Как ты ей помогаешь.
Объясните ребенку пословицы: «При солнышке - тепло, при матери - добро.»; «Лучше нету дружка, чем родная матушка.»; «Вся семья вместе - так и душа на месте»
Загадайте загадку:
Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто чинит и гладит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Разводит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит гулять на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки в морщинках, сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинил я стихи? (бабушка)
Пусть ребенок расскажет о своей бабушке.

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Наши защитники.

Побеседуйте с ребенком о празднике - День Защитника Отечества. Отметьте, что празднуют его 23 февраля. Поздравляют в этот день не только всех мужчин, но и мальчиков, так как они- будущие защитники. Рассмотрите по иллюстрациям, какие бывают рода войск, назовите боевую технику, военные профессии.
Загадайте загадки:
1. Он знаком ребятам всем,
    И с орлом он носит шлем,
    За спиной его винтовка,
    Марширует очень легко.(солдат, воин)
2. Он гудит и чертит мелом,
    Он рисует белым, белым
    На бумаге голубой,
    Над моею головой. (самолет)
3. Не трактор, а с гусеницами,
    Не крепость, а с башней,
    Не ружье, а с дулом. (танк)
Поиграйте в дидактические игры:                                                                                                    "Кто служит в Армии" (Зенитчик, ракетчик, летчик, минометчик, связист, танкист, артиллерист);                                                                                                                                    "Защитник - какой?" (Смелый, храбрый, героический, отважный, мужественный, доблестный ); "Защитник, что может делать?" (Воевать, защищать, драться, победить, сражаться, бороться, летать, стрелять);                                                                                                                            "Посчитай" (Один летчик, три летчика,пять летчиков);    
"Как называется человек, который:" (Летает на вертолете - вертолетчик, ездит на танке - танкист, прыгает с парашютом - парашютист);
"Кто лишний?" (Танкист, пехотинец, теннисист, летчик); (автомат, мина,, пистолет, шайба);
"Один - много" (Один танкист - много танкистов, Один летчик - много летчиков)
Поиграйте в пальчиковую игру:
Два пальца на каждой руке - человечки. Они маршируют, высоко поднимая "колени".
      Аты-баты, аты-баты!
      Мы отважные солдаты!
      А теперь, ребятки, (Показываем две руки с растопыренными пальцами.)
      Встали по порядку!
      Каждого мы знаем.
      Всех пересчитаем. (Считаем пальцы, загибая их.)
      Первый, второй, третий, четвертый, пятый,
      Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. (Разгибаем и показываем только те пальцы, которые называются.)
      И четвертый, и восьмой.
      А теперь шестой, десятый,
      Третий и второй, девятый.
      Вы, ребята, - молодцы! (Показываем большие пальцы.)
      Настоящие бойцы!
Выучите стихотворение В. Степанова "Наша Армия"
      На горах высоких,
      На степном просторе
      Охраняет нашу Родину солдат.
      Он взлетает в небо,
      Он уходит в море,
      Не страшны защитнику
      Дождь и снегопад.
      Шелестят березы,
      Распевают птицы,
      Подрастают дети
      У родной страны.
      Скоро я в дозоре
      Встану на границе,
      Чтобы только мирные
      Снились людям сны.


воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Зимняя одежда и обувь.

При одевании на прогулку рассмотрите с ребенком предметы одежды и обуви, подчеркните, что эту одежду и обувь надевают в зимнее время, поэтому : это зимняя одежда и обувь. Назовите части одежды, например: у шубы есть рукава, спинка, воротник, пояс.
Загадайте загадки:
1. Черна, а не земля,
    Пушиста, а не снег,
    Греет, а не печка. (шуба)
2. Каждый день, когда гуляю,
    Ее надеть не забываю.
    Надеваю я сама,
    Чтоб не мерзла голова. (шапка)
3. Не галстук он, не воротник,
    А шею обнимать привык.
    Но не всегда, а лишь тогда,
    Когда бывают холода.(шарф)
4. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром - в садик, днем - домой. (валенки)
5. Две сестренки, две плетенки
    Из овечьей шерсти тонкой.
    Как гулять - так надевать,
    Чтоб не мерзли пять да пять. (варежки)
6. Пять мешочков шерстяных -
    Греются братишки в них.
    Разошлись мальчики
    В темные чуланчики.
    Каждый мальчик- в свой чуланчик. (перчатки)
Поиграйте в игры: "Что лишнее?"(панама,шапка, ушанка), (шуба, сарафан, дубленка); "Узнай по описанию" (Она из меха, теплая, пушистая, у нее есть рукава, воротник, она бывает длинная, бывает короткая, есть пуговицы, ее носят женщины, дети, надевают зимой); или "Загадай одежду" (ребенок описывает предмет одежды); "Назови ласково" ( шуба-шубка, шарф-шарфик )
Прочитайте или выучите стихотворение А. Барто "Модница"
  У нас Наташа модница,
  Ей нелегко приходится!
  У Наташи каблуки,
  Как у взрослых, высоки,
  Вот такой вышины,
  Вот такой ужины!
  Бедняжка! Вот страдалица-
  Идет, чуть-чуть не валится.
  Малыш с открытым ротиком
  Не разберет никак:
  - Ты клоун или тетенька?
  На голове- колпак!
  Ей кажется- прохожие
  С нее не сводят глаз,
  А те вздыхают: - Боже мой,
  Откуда ты взялась?
  Колпак, пиджак коротенький
  И мамино пальто,
  Не девочка, не тетенька,
  А непонятно кто!
  Нет в молодые годы
  Не отставай от моды,
  Но, следуя за модой,
  Себя ты не уродуй!                                         

пятница, 1 февраля 2013 г.

Дикие животные зимой.

Побеседуйте с ребенком о жизни диких животных зимой, как меняется окраска диких животных: зайца, белки, какие животные впадают зимой в спячку: медведь, барсук, еж; как ведут себя другие животные: лиса, волк, олень.
Загадайте загадки:
1. Сама рыжеватая,
    Мордочка плутоватая.
    Ей не надо пирожка,
    Ей бы скушать петушка.(лиса)
2. Сидит на ветке, а не птица,
    Есть рыжий хвост, а не лисица. (белка)
3. Ходит-бродит злой разбойник
    Без дубинки и ножа.
    Все в лесу его боятся
    Кроме дедушки-Ежа.(волк)
4. На спине- иголки:
    Длинные и колкие.
    А свернется он в клубок-
    Нет ни головы, ни ног. (еж)
5. Обитатель леса Шустрый
    Своровал листок капустный.
    У него дрожат реснички:
    "Нет ли где-нибудь лисички?"
6. Великан в бору живет.
    Он сладкоежка-любит мед.
    Когда испортится погода,
    Ложится спать- да на полгода!(медведь)
Поиграйте в игры: "Узнай по описанию", где вы описываете внешний вид дикого животного, называя особенности его поведения зимой, а ребенок отгадывает, а потом-наоборот.; "Чей дом?"(берлога- дом медведя, логово-дом волка...); "Кто что делает?" (Волк-рыщет, ловит, охотится, грызет, догоняет, воет...); "Назови ласково" (белка-белочка,лиса- лисичка или хвост- хвостик, морда- мордочка..); "Кто лишний?" (барсук, заяц,корова,лиса)
Прочтите с ребенком сказки о диких животных,, предложите ответить на вопросы по содержанию прочитанного: "Три медведя"; "Маша и медведь"; "Теремок";"Лисичка-сестричка и серый волк"; "Лиса и заяц"
    

четверг, 24 января 2013 г.

Зимние развлечения.

Побеседуйте с ребенком о зимних играх и развлечениях, спросите, в какие игры ребенок любит играть. обобщите, что в эти игры играют зимой.
Загадайте загадки:
1.  Две полоски на снегу
     Оставляю на бегу.
     Я лечу от них стрелой,
     А они опять за мной. (лыжи)
2.  Меня хлопали лопатой,
     Меня сделали горбатой,
     Меня били, колотили,
     Ледяной водой облили.
     И скатились все потом
     С моего горба гуртом. (горка)
3.  Жил я посреди двора,
     Где играет детвора,
     Но от солнечных лучей
     Превратился я в ручей. (снеговик)
 4. Сперва с горы летишь на них,
     А после в гору тянешь их. (санки)
Поиграйте с ребенком в игры: "Кому что нужно?" (Лыжнику нужны лыжи и палки. Саночнику нужны санки.); "Исправь ошибку" (Фигуристу нужны санки. Лыжнику нужны коньки. ); "Четвертый лишний" (Хоккеист, фигурист, сноубордист, футболист)или (лыжи, коньки, скакалка, санки)
Выучите с ребенком пальчиковую зарядку:
Снежный ком.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
Вместо глаз-угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой:
И с хвостом, и с головой.
За усы- не тяни,
Из соломинки они.
Длинные, блестящие,
Точно настоящие.(загибаем поочередно каждый пальчик) 

воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Новогодний калейдоскоп.

Уважаемые родители, поздравляю Вас и ваши семьи с наступающим Новым годом!
Пускай подарит Дед Мороз
Мешок веселья, счастья воз,
Добра и смеха хоровод
И самый лучший Новый год!


Закрепите с ребенком названия зимних месяцев, спросите, какой месяц- год начинает, а какой- заканчивает, в каком месяце празднуют праздник - Новый год. Пусть расскажет про этот праздник: какое дерево наряжают на этом празднике, чем украшают елку, кто приходит к детям, что приносит?
Загадайте загадки:
1. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке.
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей, короче ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет
    Мы встречаем Новый год. (декабрь)
2. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет, бедняжка. (Снегурочка)
3. У него в мешке подарки,
    А на шубе- пояс яркий.
    Он зажег огни на елке,
    Он зайчат катает с горки.
    Он на праздник нам привез
    Новых сказок целый воз! Кто же это? (Дед Мороз)
4. Из леса принцесса
    На праздник пришла,
    Бусы надела,
    Огнем расцвела. (новогодняя елка)
Нарядите вместе с ребенком Новогоднюю елку, называйте игрушки, которые вешаете на елку, обсудите, из чего они деланы, например: это большой , стеклянный шар, это пластмассовая, длинная, белая сосулька ...
Поиграйте в игры: "Подбери действия" (Дед Мороз - что делает? танцует, дарит подарки, пляшет, слушает стихи, морозит. Снегурочка- что делает? ); "Назови ласково" (звезда- звездочка, шар- шарик, бусы- бусинки); "Сосчитай игрушки"(одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек); "Один-много"(один шар-много шаров,один огонек- много огоньков)
Выучите новогоднее стихотворение:
Новый год. Степанов.
   Новый год, новый лед.
   Новых песен хоровод.
   Новый ветер мчится вдаль.
   Новый в доме календарь.
   Новых звезд волшебный свет
   Посылает нам привет.
   Бьют часы двенадцать раз.
   Все исполнится у нас.
Снеговик. А. Усачев.
   Новый год! Новый год!
   Снеговик домой идет.
   Всем несет он по подарку:
   Снежной бабе- снеговарку,
   Чтоб варила холодцы,
   Снегритятам- леденцы,
   А Снегурочке-обновку:
   Новую морковку!
Дед Мороз. А. Шибаев.
   К нам на елку - ой-ой-ой! -
   Дед Мороз идет живой.
   - Ну и Дедушка Мороз!..
   Что за щеки, что за нос!
   Борода-то, борода!..
   А на шапке-то звезда!
   На носу-то крапины!
   А глаза-то...  папины!
Прочтите ребенку новогодние сказки: "Снегурочка"; "Морозко"; "Мороз Иванович"; "
Угощение для медведя"; "Серебряный ключик"; "Госпожа Метелица"

суббота, 15 декабря 2012 г.

Зимующие птицы.

Рассмотрите с ребенком птиц на улице, скажите, что они называются зимующие, так как остаются у нас зимовать, а такие, как клест и снегирь прилетают с Севера.
Побеседуйте о жизни птиц зимой: им голодно, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав -под снегом. Пуховые перья защищают птиц от холода, но не от голода. А как мы можем помочь птицам. Смастерите вместе  ребенком кормушку, повесьте ее во дворе и не забывайте сыпать туда семечки, крошки хлеба, остатки каши, кусочки сала и т.д.
Загадайте ребенку загадки:
1. Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По дворам шныряет,
    Крохи собирает. (воробей)
2. Окраской-сероватая,
    Повадкой-вороватая,
    Крикунья хрипловатая-
    Известная персона. Кто она? (ворона)
3. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды-
    С первым снегом тут как тут! (снегирь)
4. У нее глаза большие,
    Хищный клюв- всегда крючком.
    По ночам она летает,
    Спит на дереве лишь днем. (сова)
5. Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (сорока)
6. Кто там прыгает, шуршит,
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым-
    Кле! Кле! Кле!- поет со свистом. (клест)
7. Все время стучит.
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. (дятел)
Поиграйте с ребенком в игры: "Узнай птицу по описанию"(вы рассказываете ребенку про птицу, описывая внешний вид, повадки, питание, а ребенок называет птицу, а потом пусть он загадает вам свою загадку); "Назови ласково" (Синица-синичка, сова- совушка...); "Один, три, пять" (одна ворона, три вороны, пять ворон, один снегирь, три снегиря, пять снегирей); "Что может делать птица?"(летать, садиться, щебетать, чирикать, клевать, вить, петь...)
Выучите стихотворения про птиц:
Синица. Е. Ильина
Ты с модницей этой,
 Конечно, знаком:
 Вертушке на месте
 Никак не сидится-                                                                                                                                  
 Все хвастает
 Синим своим сюртуком
 И шапочкой синей
 Гордится синица.


Снегирь.  Е. Ильина
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавец красногрудый
Житель севера-
Снегирь.

                                                                                                                                             

суббота, 8 декабря 2012 г.

Здравствуй, Зимушка-зима.

Обратите внимание ребенка на прогулке, на окружающую природу: красоту деревьев, елочек, покрытых снегом, на зимнее, серое небо, тусклое солнце, которое светит, но.не греет, на снегопады, покрытую снегом землю.Обобщите, что пришла зима.Выучите названия зимних месяцев.
Загадайте зимние загадки:
1. Какой это мастер
    На стекла нанес
    И листья, и травы,
    И заросли роз.(мороз)
2. Нахмурилось небо,
    Будто не в духе!
    Летают, летают
    Белые мухи!
    И носятся слухи,
    Что белые мухи
    Не только летают,
    Но даже не тают. (снежинки)
3. Зимнее стекло
    Весною потекло. (лед)
4. Бел, да не сахар,
    Ног нет, а идет. (снег)
5. Не снег и не лед,
    А серебром деревья убирает. (иней)
6. Наступили холода,
    Обернулась в лед вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайцем белым.
    Перестал медведь реветь,
    В спячку впал в бору медведь.
    Кто скажет, кто знает:
    Когда это бывает? (зимой)
Чтобы расширить словарный запас, объясните слова: гололед, снегопад, поземка, иней.
Поиграйте в игры: "Придумай слова от слова снег " (снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, снежок...); "Какой, какая"(Снег-холодный, пушистый, липкий,белый; зима- суровая, холодная, снежная...); "Что делает?" (Снег- кружится, падает, летит, ложится...); "Наоборот" (ночь-длинная, а день -короткий, снег-мягкий, а лед-твердый...); "Один-много" (снег- много снегов, снежинка- много снежинок)
  Читайте ребенку стихотворение, а он пусть добавляет слова:
 Тихо-тихо, как во сне
 Падает на землю ...
 Все бегут вперегонки,
 Все хотят играть в ...
 С неба скользят пушинки,
 Серебристые ...
 На полянку, на лужок
 Тихо падает ...
 Вот веселье для ребят-
 Все сильнее ...   (снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад)
Для развития мелкой моторики, координации речи с движением выучите пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре                              Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили,                 "Лепят", меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий        Показывают круг, сжимают ладони вместе,
                                                                  гладят одной ладонью другую.
И совсем, совсем не сладкий.                Грозят пальчиком.
Раз- подбросим,                                      Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два-поймаем.                                          Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три-уроним                                             Встают, роняют воображаемый снежок.
И... сломаем.                                            Хлопают.